Но давайте на время абстрагируемся от математики и попробуем оценить социальный аспект работы поисковой системы. Мы привыкли доверять результатам поисковой системы. Поисковая система пользуется нашим доверием. Мы даже не задумываемся, когда получаем список сайтов в ответ на наш запрос. А ведь, если подумать, поисковая система может свободно влиять на наш выбор, на наши приоритеты. И речь даже не об искусственном интеллекте или поведенческих факторах, а о том, как сортируются результаты. Ведь мы не видим структуру используемого алгоритма. Это тайна за семью печатями. Это круче, чем государственная тайна, поскольку в эти алгоритмы вбухано колоссальное количество денег и ресурсов. Поэтому (на мой наивный взгляд) от честности системы зависит то, насколько свободный выбор делает пользователь.
Ещё одна опасность, с моей точки зрения – если математики и инженеры, работающие над алгоритмами ПС, вдруг ошибутся. Неявно. Или сойдут с ума. Или начнут решать задачу, которая для них только является актуальной. Может такое быть? Достаточно ли хорошо работает контроль и мониторинг внутри физической инфраструктуры поисковой системы?
Почему это всё так важно? Да потому что большинство коммерческих предприятий сегодня используют интернет для продвижения своих товаров и услуг. И тратят на это большие средства. Кто больше, кто меньше – не суть. Владельцам сайтов приходится учитывать рекомендации поисковых систем при разработке сайтов, учитывать рекомендации специалистов по SEO, который тоже кормятся от плодов, взращиваемых на бескрайних полях интернета. То есть от того, насколько честно (нравится мне это слово) поисковая система будет работать, зависит благосостояние сотен тысяч предпринимателей и миллионов потребителей.
Я не хочу сейчас обсуждать различия между коммерческими и информационными запросами – не об это разговариваем. Хотя информационные запросы тоже кому-то очень могут упростить или осложнить жизнь.
В России так стряслось, что Яндекс стал главной поисковой системой. Даже сейчас, когда Google поджимает, Яндекс выглядит приятнее глазу и роднее. Наш же. Ну, типа наш. Ну, мы ж не будем их офшорные компании теребить. Наш, решено. В течение последних лет пяти наш Яндекс делает всё, чтобы минимизировать влияние внешних и внутренних факторов оптимизации (в просторечии – SEO) на результаты выдачи. Всё, естественно, делается «для народа». То есть для взыскательного пользователя. Яндекс убеждает нас, что ссылочное продвижение вредно, что оно увеличивает количество спама и некачественных сайтов в выдаче. Яндекс боролся с ссылочным продвижением путём введения фильтра «Минусинск». То есть Яндекс сделал всё, чтобы загнать SEO за Можай. Вот, кстати, отличное название для следующего алгоритма. При этом Яндекс, с одной стороны говорит, что развивает именно машинное, программное распознавание контента. С другой стороны, романтично так, с придыханием, говорит: «Пишите для людей!». То есть сайты надо писать для людей и качество написанного для людей будет проверять робот. Прелестно! Манифик!